Валютный контроль

Порядок расчетов по внешнеэкономическим договорам и осуществление валютного контроля регламентируется постановлением Правительства Луганской Народной Республики от «13» сентября 2019 года № 581/19, текст которого приведен ниже

 

Временный порядок расчетов по внешнеэкономическим договорам и осуществления валютного контроля (в новой редакции)

 I. Общие положения

 1.1. Временный порядок расчетов по внешнеэкономическим договорам и осуществления валютного контроля (далее – Временный порядок) устанавливает процедуру регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов), режим осуществления расчетов по ним, процедуру осуществления контроля за соблюдением норм действующего законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также ответственность за нарушения норм действующего законодательства, в том числе настоящего Временного порядка.

1.2. Для целей настоящего Временного порядка используются следующие основные понятия:

Агенты валютного контроля – органы, организации, учреждения, на которые действующим законодательством возложена обязанность осуществлять валютный контроль. Агенты валютного контроля уполномочены осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами требований действующего законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также предоставлять информацию об операциях, проводимых с их участием, органам валютного контроля.

Валюта (валюта отчетности) – денежная единица, в которой ведется бухгалтерский и налоговый учет, подается финансовая и налоговая отчетность; основной денежной единицей на территории Луганской Народной Республики является российский рубль.

Иностранная валюта – валюта, отличающаяся от валюты отчетности.

Валютные операции – операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами.

Валютные ценности:

  • валюта основная (валюта отчетности);
  • платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы);
  • иностранная валюта;
  • банковские металлы – это золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные до наиболее высоких проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках, порошках, которые имеют сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – деятельность субъектов хозяйствования Луганской Народной Республики и иностранных субъектов хозяйствования, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Луганской Народной Республики, так и за ее пределами.

Внешнеэкономический договор (контракт) – соглашение двух или более участников ВЭД, закрепленное в материальной форме, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.

Грузовая таможенная декларация (ГТД) – письменное заявление установленной формы, которое подается таможенному органу и содержит сведения о товарах и транспортных средствах, перемещающихся через таможенную границу Луганской Народной Республики, таможенном режиме, в который они помещаются, а также другую информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля, таможенного оформления, таможенной статистики, начисления и уплаты налогов, сборов и других платежей.

Импорт – приобретение резидентом у нерезидента товаров, поставка арендованного имущества на возмездной основе от нерезидента, с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Луганской Народной Республики.

Нерезиденты:

  • незарегистрированные юридические лица, физические лица – предприниматели, осуществляющие и/или не осуществляющие деятельность на территории Луганской Народной Республики;
  • расположенные на территории Луганской Народной Республики дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств и международных организаций, которые имеют дипломатические привилегии и иммунитет;
  • граждане Луганской Народной Республики и иностранцы, которые имеют постоянное место жительства за пределами Луганской Народной Республики, в том числе те, которые временно находятся на территории Луганской Народной Республики.

Резиденты:

  • граждане Луганской Народной Республики и иностранцы, имеющие постоянное место жительства в Луганской Народной Республике, в том числе те, которые временно находятся за границей;
  • юридические лица, физические лица – предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Луганской Народной Республики;
  • филиалы (представительства) иностранных юридических лиц, аккредитованные на территории Луганской Народной Республики.

Субъекты внешнеэкономической деятельности – субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица – предприниматели) Луганской Народной Республики и иностранные субъекты хозяйствования, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, а также филиалы (представительства) иностранных юридических лиц, аккредитованные на территории Луганской Народной Республики и имеющие право осуществлять ВЭД на территории Луганской Народной Республики.

Не могут являться субъектами внешнеэкономической деятельности юридические и физические лица, оказывавшие либо оказывающие финансовую и иную поддержку агрессии вооруженных сил и вооруженных формирований Украины против жителей Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, а также аффилированные с ними лица.

Товар – любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи).

Уполномоченные банки – Государственный банк Луганской Народной Республики, финансово-кредитные учреждения, оказывающие банковские услуги на территории Луганской Народной Республики.

Экспорт – продажа товаров резидентом нерезиденту, поставка арендованного имущества на возмездной основе нерезиденту, с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Луганской Народной Республики, включая реэкспорт товаров.

1.3. Другие определения, используемые в настоящем Временном порядке, применяются в значениях, определенных законодательством Луганской Народной Республики.

II. Операции с валютными ценностями

2.1. Резиденты и нерезиденты имеют право быть собственниками валютных ценностей на территории Луганской Народной Республики. Резиденты также имеют право быть собственниками валютных ценностей, находящихся за пределами Луганской Народной Республики.

2.2. Резиденты и нерезиденты имеют право осуществлять операции с валютными ценностями с учетом требований настоящего Временного порядка и действующего законодательства Луганской Народной Республики.

2.3. Резиденты (физические лица и субъекты хозяйствования) имеют право открывать и использовать счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Луганской Народной Республики.

III. Порядок организации расчетов в валюте

В расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота используются как средство платежа основная и иностранная валюта.

IV. Валютный курс

Для валютных операций (кроме операций, связанных с покупкой-продажей иностранной валюты) используются официальные курсы валюты, выраженные в российском рубле, о чем Государственный банк Луганской Народной Республики ежедневно информирует субъектов хозяйствования и граждан, кроме случаев, когда в договоре (контракте) предусмотрены условия пересчета валюты договора (контракта) в валюту платежа, дающие возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется платеж.

V. Учет субъектов хозяйствования в таможенных органах

5.1. Постановке на учет в Государственном таможенном комитете Луганской Народной Республики подлежат все субъекты хозяйствования Луганской Народной Республики, намеревающиеся стать участниками внешнеэкономической деятельности.

5.2. Осуществление внешнеэкономической деятельности на территории Луганской Народной Республики без постановки на учет в Государственном таможенном комитете Луганской Народной Республики запрещается.

5.3. Постановка на учет подтверждается выдачей Государственным таможенным комитетом Луганской Народной Республики карточки учета.

5.4. Юридические лица, физические лица – предприниматели, филиалы иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Луганской Народной Республики, прошедшие постановку на учет в Государственном таможенном комитете Луганской Народной Республики, имеют право декларировать товары, транспортные средства и иные предметы, перемещаемые через границу Луганской Народной Республики.

5.5. Таможенное оформление производится в соответствии действующим законодательством Луганской Народной Республики.

VI. Общие положения о порядке регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов)

6.1. В Государственном комитете налогов и сборов Луганской Народной Республики подлежат регистрации внешнеэкономические договоры (контракты), изменения, дополнения, приложения, спецификации, являющиеся неотъемлемой частью договора (контракта), оформленные в письменном виде:

  • по экспортным операциям, независимо от суммы договора (контракта), которые предусматривают расчеты наличными денежными средствами или форму расчетов, отличную от денежной;
  • по экспортным операциям без вывоза за пределы территории Луганской Народной Республики товаров, арендованного имущества, независимо от суммы договора и формы расчетов;
  • по импортным операциям без ввоза товаров, арендованного имущества на территорию Луганской Народной Республики, независимо от суммы договора и формы расчетов.

VII. Регистрация внешнеэкономических договоров (контрактов) в налоговых органах

7.1. Регистрация внешнеэкономического договора (контракта) осуществляется на основании предоставленных субъектом внешнеэкономической деятельности следующих документов:

  • заявления (приложение № 1 к данному Временному порядку), заверенного печатью (при наличии) и подписанного руководителем юридического лица, физическим лицом – предпринимателем либо уполномоченным представителем на основании доверенности;
  • оригинала либо заверенной копии внешнеэкономического договора (контракта) со всеми действующими на дату предоставления приложениями, спецификациями и другими документами, являющимися неотъемлемой частью договора (контракта), каждая страница которой (которых) должна быть заверена печатью и подписью руководителя (другого уполномоченного лица на основании доверенности) юридического лица либо подписью физического лица – предпринимателя (другого уполномоченного лица на основании доверенности) и печатью (при наличии).

Ответственность за недостоверность сведений, предоставленных в Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики, несут субъекты внешнеэкономической деятельности согласно законодательству Луганской Народной Республики.

7.2. Субъекты внешнеэкономической деятельности Луганской Народной Республики в течение 5 (пяти) рабочих дней обязаны уведомить Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики и уполномоченный банк об изменении банковских счетов, расчетных реквизитов, с которых/на которые был осуществлен платеж по выполнению внешнеэкономических договоров (контрактов) на территории других государств.

7.3. Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики рассматривает предоставленные документы в день обращения субъекта внешнеэкономической деятельности.

После рассмотрения документов Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики регистрирует внешнеэкономический договор (контракт) либо отказывает в такой регистрации в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения субъекта внешнеэкономической деятельности, а в отдельных случаях – в течение 3 (трех) рабочих дней.

Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики регистрирует договор (контракт) в специальном журнале учета и регистрации внешнеэкономических договоров (контрактов), который ведется в электронном виде (приложение № 2 к данному Временному порядку). После чего на оригинале либо копии (согласно подпункту 2 пункта 7.1 настоящего Временного порядка) внешнеэкономического договора (контракта) проставляется штамп о проведенной регистрации с указанием регистрационного номера и даты.

В случае отказа в регистрации внешнеэкономического договора (контракта), а также оформленных дополнений, изменений, приложений, спецификаций, являющихся неотъемлемой частью внешнеэкономического договора (контракта), субъекту внешнеэкономической деятельности Луганской Народной Республики предоставляется письменный ответ с указанием причин отказа.

7.4. Штамп и регистрационный номер проставляется на всех листах оригинала либо копии (согласно подпункту 2 пункта 7.1 настоящего Временного порядка) внешнеэкономического договора (контракта), а также оформленных дополнений, изменений, приложений, спецификаций, являющихся неотъемлемой частью внешнеэкономического договора (контракта).

7.5. После проведения регистрации оригинал либо заверенная копия внешнеэкономического договора (контракта) возвращается субъекту ВЭД.

7.6. Информация, содержащаяся в документах, предоставленных для регистрации внешнеэкономического договора (контракта), не подлежит разглашению. Она может использоваться только в служебных целях и в соответствии с полномочиями должностных лиц, работающих или знакомящихся с этой информацией.

7.7. Предъявляемый для регистрации договор (контракт) должен быть оформлен на одном из государственных языков Луганской Народной Республики.

7.8. К регистрации принимаются договоры (контракты), на одном из государственных языков Луганской Народной Республики.

Указанные требования в полной мере относятся и ко всем документам, являющимся неотъемлемой частью договора (контракта), в частности к дополнениям, приложениям, изменениям, спецификациям.

7.9. Внешнеэкономический договор (контракт) считается зарегистрированным с момента проставления штампа и регистрационного номера на оригинале либо заверенной копии (согласно подпункту 2 пункта 7.1 настоящего Временного порядка) внешнеэкономического договора (контракта).

VIII. Основания для отказа в регистрации внешнеэкономического договора (контракта)

8.1. В регистрации внешнеэкономического договора (контракта) может быть отказано в случаях:

  • если не предоставлены либо предоставлены не в полном объеме документы, установленные подпунктом 2 пункта 7.1 настоящего Временного порядка;
  • сведения, указанные во внешнеэкономическом договоре, а также исполнение договорных (контрактных) обязательств противоречат нормам законодательства, действующего на территории Луганской Народной Республики;
  • контракт не содержит существенных условий, предусмотренных пунктом 9.1 настоящего Временного порядка.

IX. Обслуживание внешнеэкономических договоров (контрактов) уполномоченными банками

9.1. Внешнеэкономический договор (контракт) может находиться на обслуживании только в одном уполномоченном банке (далее – обслуживающий банк). Внешнеэкономические договоры (контракты), предусматривающие расчеты наличными денежными средствами, могут находиться на обслуживании исключительно в Государственном банке Луганской Народной Республики.

9.2. С целью осуществления обмена информацией, предусмотренного настоящим Временным порядком, уполномоченные банки письмом за подписью руководителя предоставляют Государственному банку Луганской Народной Республики информацию об адресе электронной почты, почтовом адресе и сотруднике уполномоченного банка, ответственном за осуществление информационного обмена с Государственным банком Луганской Народной Республики.

9.3. Уполномоченный банк, за исключением Государственного банка Луганской Народной Республики, принимающий на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт), не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты принятия внешнеэкономического договора (контракта) на обслуживание направляет информацию о таком внешнеэкономическом договоре (контракте) Государственному банку Луганской Народной Республики. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, предоставляется в электронном виде по форме, указанной в приложении № 5 к настоящему Временному порядку. Государственный банк Луганской Народной Республики не позднее даты получения информации, предусмотренной настоящим пунктом, направляет обслуживающему банку в электронном виде сообщение о принятии информации.

9.4. Резидент имеет право поменять обслуживающий банк путем передачи договора (контракта), за исключением внешнеэкономических договоров (контрактов), предусматривающих расчеты наличными денежными средствами, на обслуживание в другой уполномоченный банк в порядке, установленном пунктами 9.5 – 9.12 настоящего раздела.

9.5. Для передачи внешнеэкономического договора (контракта) на обслуживание в другой уполномоченный банк резидент должен письменно уведомить обслуживающий банк о прекращении через него расчетов по этому внешнеэкономическому договору (контракту) и передаче указанного договора на обслуживание в другой уполномоченный банк, а также запросить для передачи в этот уполномоченный банк всю имеющуюся информацию
о состоянии расчетов по указанному договору.

9.6. Обслуживающий банк в произвольной форме предоставляет всю имеющуюся у него информацию о состоянии расчетов по такому договору
(в том числе о незавершенных расчетах, датах и объемах перечисленных и зачисленных денежных средств и прочее) в срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней со дня получения запроса. Указанная информация оформляется на фирменном бланке, заверяется подписями уполномоченных лиц и оттиском печати обслуживающего банка и предоставляется непосредственно клиенту-резиденту, который ее запросил, или с его письменного разрешения направляется уполномоченному банку, принимающему внешнеэкономический договор (контракт) на обслуживание.

9.7. Резидент обязан в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения от обслуживающего банка информации о состоянии расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту) передать ее в банковское учреждение, в которое он передает на обслуживание соответствующий внешнеэкономический договор (контракт).

9.8. Уполномоченный банк, через который осуществлялись расчеты по передаваемому внешнеэкономическому договору (контракту), прекращает осуществлять переводы денежных средств со счета резидента для выполнения обязательств по этому договору с даты получения письма, указанного в пункте 9.5 настоящего раздела.

9.9. Уполномоченный банк, который принимает на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт), имеет право осуществлять расчеты по этому договору (контракту) после получения информации, предусмотренной пунктом 9.5 настоящего раздела.

9.10. Уполномоченный банк, который принял на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт), осуществляет контроль за операциями по этому договору со дня получения информации, предусмотренной пунктом 9.5 настоящего раздела.

9.11. Уполномоченный банк, который принял на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт), обязан осуществлять контроль незавершенных операций клиента-резидента, информация о которых получена в соответствии с пунктом 9.5 настоящего раздела, со дня осуществления этих операций.

9.12. Уполномоченный банк, который принял на обслуживание внешнеэкономический договор (контракт), в течение 2 (двух) рабочих дней после получения информации о состоянии расчетов по этому договору (контракту), предусмотренной пунктом 9.5 настоящего раздела, направляет предыдущему обслуживающему банку письменное уведомление о получении этой информации и принятии указанного внешнеэкономического договора (контракта) на обслуживание.

 X. Содержание внешнеэкономического договора (контракта)

10.1. Внешнеэкономический договор (контракт) должен содержать следующие существенные условия:

  • название;
  • номер договора (контракта);
  • дата и место его заключения;
  • полное наименование сторон внешнеэкономического договора (контракта) и наименование документов, которыми пользуются стороны при заключении внешнеэкономического договора (контракта), в том числе и уставные документы;
  • предмет внешнеэкономического договора (контракта);
  • наименование и характеристика товара;
  • цена и общая стоимость договора (контракта);
  • сумма и валюта контракта;
  • условия расчетов, валюта платежа;
  • базисные условия поставки согласно Правилам Инкотермс 2010;
  • условия приема товара;
  • гарантийные обязательства, сроки и порядок предъявления претензий;
  • санкции и рекламации;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • рассмотрение споров;
  • ответственность сторон;
  • срок действия контракта;
  • адреса и банковские реквизиты сторон;
  • подписи сторон, печати.

XI. Валютные операции субъектов внешнеэкономической деятельности

11.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности могут осуществлять расчеты по экспортным и импортным операциям денежными средствами в наличной и безналичной формах, кроме расчетов по импортным и экспортным операциям с субъектами хозяйствования Донецкой Народной Республики, которые могут осуществляться только в безналичной форме.

Допускается осуществление расчетов по внешнеэкономическим операциям путем применения права уступки долга (перевод долга). Замена стороны в обязательстве, предусмотренном внешнеэкономическим договором (контрактом), может осуществляться исключительно между нерезидентами или резидентами. Замена стороны в обязательстве, предусмотренном внешнеэкономическим договором (контрактом), может осуществляться исключительно с письменного согласия субъекта внешнеэкономической деятельности.

Замена стороны в обязательстве, предусмотренном внешнеэкономическим договором (контрактом), между резидентом и нерезидентом запрещена.

Расчеты по внешнеэкономическим операциям путем встречных поставок товаров, работ, услуг осуществляются по контрактам, заключенным до 30.09.2019 включительно, при условии, что встречная поставка товаров, работ, услуг осуществлена до 31.12.2019 включительно.

По внешнеэкономическим договорам (контрактам), заключенным после 30.09.2019, осуществление расчетов по внешнеэкономическим операциям путем встречных поставок товаров, работ, услуг запрещено.

По внешнеэкономическим договорам (контрактам), заключенным до 30.09.2019 включительно, осуществление расчетов по внешнеэкономическим операциям путем встречных поставок товаров, работ, услуг запрещено, если такие встречные поставки осуществлены после 31.12.2019.

11.2. При осуществлении внешнеэкономической деятельности максимально допустимые сроки расчетов между резидентами и нерезидентами не должны превышать 180 календарных дней.

11.3. Превышение сроков, указанных в пункте 11.2 настоящего Временного порядка, требует соответствующего согласованного с Правительством Луганской Народной Республики разрешения уполномоченного банка, порядок получения которого предусмотрен разделом 20 настоящего Временного порядка.

11.4. Государственный банк Луганской Народной Республики уведомляет Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики о выданных разрешениях в течение 5 (пяти) календарных дней с момента их выдачи.

Уполномоченный банк уведомляет Государственный банк Луганской Народной Республики о выданных разрешениях не позднее следующего рабочего дня с момента их выдачи. Уполномоченный банк предоставляет Государственному банку Луганской Народной Республики вышеуказанную информацию в электронном виде по форме, предусмотренной Приложением 6 к настоящему Временному порядку.

Государственный банк уведомляет Государственный комитет налогов и сборов о разрешениях, выданных уполномоченными банками, в течение
5 (пяти) календарных дней со дня получения от них соответствующих уведомлений.

11.5. При осуществлении внешнеэкономической деятельности субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами (контрактами), но не превышающие максимально допустимые, обеспечить:

  • получение от нерезидентов валютных ценностей в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары;
  • возврат денежных средств, уплаченных резидентами, за не ввезенные в Луганскую Народную Республику (не полученные на территории Луганской Народной Республики) товары;
  • поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ.

11.6. Сумма валютной выручки может быть уменьшена, если на протяжении выполнения обязательств по договору:

а) происходит перечисление заработной платы на карточные счета работникам, оплата товарно-материальных ценностей и других расходов, подтвержденных соответствующими документами, –  на сумму таких затрат;

б) происходит пересмотр цены товаров в соответствии с разделом 12 настоящего Временного порядка;

в) происходит возврат уплаченной нерезидентом предоплаты за товар в связи с отсутствием поставки товара по экспортному договору – на сумму предоплаты;

г) происходит соответствующим образом оформленный полный или частичный возврат резиденту товара, который был поставлен нерезиденту по экспортному договору, в связи с полным или частичным невыполнением сторонами взаимных обязательств по экспортному договору – на сумму стоимости такого товара;

д) осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Луганской Народной Республики – на сумму уплаченных налогов, письменно подтвержденных налоговыми органами страны нерезидента;

е) происходит оплата резидентом комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, если оплата резидентом этих вознаграждений предусмотрена экспортным (импортным) договором и подтверждена соответствующим банковским документом;

ж) товары уничтожены, конфискованы, испорчены, украдены, утеряны – на сумму их стоимости (если право собственности на товар в соответствии с условиями договора принадлежит резиденту).

Наличие подобных обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение в соответствии с законодательством страны, на территории которой произошли эти события.

11.7. Сумма предварительной оплаты, возвращенная нерезидентом в связи с невыполнением сторонами своих обязательств, может быть уменьшена на сумму комиссионных вознаграждений, удержанных банками-нерезидентами, если оплата резидентом комиссионных вознаграждений – получателем средств подтверждена соответствующим банковским документом.

XII. Пересмотр цены товаров по внешнеэкономическим операциям

12.1. Пересмотр цены товаров по внешнеэкономическим операциям допускается:

а) в связи с несоответствием их количественных и/или качественных характеристик условиям договора (контракта).

Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или другой орган (экспертная организация), уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны согласно условиям договора (контракта);

б) в результате действия форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара.

Форс-мажорные обстоятельства должны быть подтверждены Торгово­промышленной палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны согласно условиям договора.

XIII. Расчеты по экспортным операциям

13.1. Выручка резидентов подлежит зачислению на их текущие счета в уполномоченном банке в сроки, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней со следующего календарного дня от даты оформления ГТД на товар, который экспортируется, а в случае экспорта работ, услуг, прав интеллектуальной собственности – со следующего календарного дня после подписания акта или другого документа, подтверждающего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности.

При поставках товаров на территорию Украины и Донецкой Народной Республики выручка субъектов внешнеэкономической деятельности подлежит зачислению на их текущие счета в уполномоченном банке в сроки, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней со следующего календарного дня от даты отметки таможенного органа на товарно-сопроводительных документах или от даты оформления железнодорожной накладной, а в случае экспорта работ, услуг, прав интеллектуальной собственности – со следующего календарного дня после подписания акта или другого документа, подтверждающего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности.

В случае экспорта товаров, которые перемещаются через границу Луганской Народной Республики трубопроводным транспортом и линиями электропередач, выручка субъектов внешнеэкономической деятельности подлежит зачислению на их текущие счета в уполномоченном банке в сроки, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней со следующего календарного дня от даты подписания акта приема-передачи таких товаров.

13.2. Отсчет установленного срока расчетов по экспортным операциям начинается со следующего календарного дня после дня оформления ГТД на предмет экспорта или со следующего календарного дня после подписания акта или другого документа, удостоверяющего поставку нерезиденту работ, услуг, прав интеллектуальной собственности, а в случае экспорта товаров, которые перемещаются через границу Луганской Народной Республики трубопроводным транспортом и линиями электропередач, – со следующего календарного дня после подписания акта приема-передачи таких товаров в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта).

Отсчет установленного срока расчетов по экспортным операциям без вывоза товаров за пределы территории Луганской Народной Республики начинается со следующего календарного дня после даты перехода права собственности на такие товары.

При оказании услуг по переработке сырья заказчика отсчет установленных сроков расчетов начинается со следующего календарного дня после даты отгрузки готовой продукции, произведенной из этого сырья.

Отсчет установленного срока расчетов по экспортным операциям при поставках товаров на территорию Украины и Донецкой Народной Республики начинается со следующего календарного дня после даты:

  • отметки таможенного органа на товарно-сопроводительных документах – при вывозе товара автомобильным транспортом;
  • оформления железнодорожной накладной – при вывозе товара железнодорожным транспортом или со следующего календарного дня после подписания акта или другого документа, удостоверяющего поставку нерезиденту Украины и Донецкой Народной Республики работ, услуг, прав интеллектуальной собственности, а в случае экспорта товаров, которые перемещаются через границу Луганской Народной Республики трубопроводным транспортом и линиями электропередач, – со следующего календарного дня после подписания акта приема-передачи таких товаров в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта).

13.3. Государственный банк Луганской Народной Республики снимает экспортную операцию по внешнеэкономическому договору (контракту), находящемуся на обслуживании в Государственном банке Луганской Народной Республики, с контроля:

  • со следующего дня после даты зачисления валютной выручки за предмет экспорта по этой операции, в том числе от нового должника-нерезидента после состоявшейся между нерезидентами замены должника в обязательстве (перевод долга), на текущий счет субъекта внешнеэкономической деятельности, открытый в Государственном банке Луганской Народной Республики;
  • со следующего дня после даты предоставления в Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики уведомления в соответствии с разделом 17 настоящего Временного порядка.

Уполномоченный банк (за исключением Государственного банка Луганской Народной Республики) снимает экспортную операцию по внешнеэкономическому договору (контракту), находящемуся у него на обслуживании, с контроля:

  • со следующего дня после даты зачисления валютной выручки за предмет экспорта по этой операции, в том числе от нового должника-нерезидента после состоявшейся между нерезидентами замены должника в обязательстве (перевод долга), на текущий счет субъекта внешнеэкономической деятельности, открытый в уполномоченном банке;
  • со следующего дня после даты предоставления в Государственный банк Луганской Народной Республики уведомления в соответствии с разделом 17 настоящего Временного порядка.

13.4. Резиденты вправе проводить расчеты по внешнеэкономическим договорам без зачисления на свои текущие счета в уполномоченном банке валютной выручки в следующих случаях:

  • поступление валютной выручки на счет в банке-нерезиденте при условии ее использования в качестве оплаты за предмет импорта, подтвержденного ГТД, и заверенной банком-нерезидентом копии выписки по операциям на счете, открытом в банке — нерезиденте;
  • зачет встречных однородных требований, вытекающих из условий внешнеэкономических договоров при встречных поставках товаров, подтвержденных ГТД или другими товарно-сопроводительными документами с отметками таможенного органа с учетом норм раздела 11 настоящего Временного порядка;
  • зачет встречных однородных требований при исполнении внешнеэкономических договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами замены должника в обязательстве (перевод долга) с учетом норм раздела 11 настоящего Временного порядка;
  • снятие с контроля экспортной операции Правительством Луганской Народной Республики.

13.5. Если меняются условия договора (контракта), вследствие чего выполнение нерезидентом, в том числе новым должником-нерезидентом, обязательств по экспортной операции субъекта внешнеэкономической деятельности полностью или частично осуществляется путем поставки товара, экспортная операция снимается уполномоченным банком с контроля в части фактической поставки товара, подтвержденной ГТД или другими
товарно-сопроводительными документами с отметками таможенного органа.

XIV. Расчеты по импортным операциям

14.1. Отсчет установленного пунктом 11.2 настоящего Временного порядка срока расчетов по импортным операциям (в том числе по импортным операциям без ввоза товаров на территорию Луганской Народной Республики) начинается со следующего календарного дня после даты перечисления или снятия наличных денежных средств с текущего счета субъекта внешнеэкономической деятельности для оплаты предмета импорта.

Оплата предмета импорта может осуществляться путем:

  • перевода денежных средств с текущего счета субъекта внешнеэкономической деятельности на счет нерезидента – поставщика предмета импорта в банке-нерезиденте;
  • перевода денежных средств с текущего счета субъекта внешнеэкономической деятельности на собственный счет в банке-нерезиденте для дальнейшего перечисления денежных средств на счет нерезидента – поставщика предмета импорта в банке-нерезиденте;
  • снятия суммы наличных денежных средств с текущего счета субъекта внешнеэкономической деятельности для ее вывоза за пределы Луганской Народной Республики для оплаты предмета импорта.

14.2. Уполномоченный банк снимает с контроля импортную операцию субъекта внешнеэкономической деятельности после предоставления последним:

  • оформленной в установленном порядке ГТД, если предмет импорта согласно законодательству Луганской Народной Республики подлежит таможенному оформлению;
  • товарно-сопроводительных документов с отметкой таможенного органа;
  • ГТД, оформленной таможенными органами Донецкой Народной Республики, с отметкой государственного унитарного предприятия Луганской Народной Республики «Луганская железная дорога» или оформленной железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа Луганской Народной Республики;
  • документа, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, поставку от нерезидента арендованного имущества, передачу прав интеллектуальной собственности, а также поставку от нерезидента товаров, которые перемещаются через границу Луганской Народной Республики трубопроводным транспортом и линиями электропередач;
  • заверенной банком-нерезидентом копии выписки по операциям на счете, открытом в банке-нерезиденте, и копии тарифов банка-нерезидента, заверенных банком-нерезидентом или резидентом, в которых будет определен размер оплаченной комиссии банка, в случае оплаты банковских услуг за обслуживание счета резидента, открытого в банке-нерезиденте, и проведение операций по нему.

Импортная операция без ввоза товаров на территорию Луганской Народной Республики считается завершенной и снимается с контроля в случае:

  • зачисления выручки, полученной от нерезидента, на счет резидента в уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товаров за пределами территории Республики;
  • предоставления резидентом документов, которые подтверждают использование им товаров за пределами территории Луганской Народной Республики.
  • Основанием для снятия операции с контроля уполномоченным банком также является предоставление в Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики/Государственный банк Луганской Народной Республики уведомления в соответствии с пунктом 17.3 настоящего Временного порядка.

14.3. При оплате подписных периодических полиграфических изданий основанием для перечисления средств нерезиденту может быть надлежащим образом оформленная подписная квитанция или выставленный к оплате счет – независимо от фактического срока, за который осуществляется подписка
(но не больше одного года).

14.4. Субъекты внешнеэкономической деятельности не имеют права проводить операции по импорту подакцизных товаров, которые не предусматривают передачу прав собственности на такие товары по договорам комиссии (хранения (ответственного хранения), поручения, другим подобным хозяйственно-правовым договорам).

При импорте товаров с территории Украины и Донецкой Народной Республики документами, подтверждающими факт ввоза товара на территорию Луганской Народной Республики, являются товарно-транспортные или железнодорожные накладные и другие товарно-сопроводительные документы
с отметками таможенного органа (в том числе ГТД при импорте товаров
с территории Украины, а также с территории Донецкой Народной Республики товаров, произведенных не на территории Донецкой Народной Республики).

При импорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности документами, подтверждающими такие операции, являются акт выполненных работ, услуг или другие документы, удостоверяющие поставку в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта).

14.5. Уполномоченный банк осуществляет контроль за своевременностью расчетов только в отношении той части импортного договора (контракта) резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме.

14.6. Уполномоченный банк осуществляет контроль за своевременностью расчетов только в отношении тех импортных договоров, расчеты по которым осуществляются через текущие счета субъектов хозяйствования, открытые в таком уполномоченном банке.

14.7. Если условиями внешнеэкономического договора на поставку товаров, работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав на территорию Луганской Народной Республики предусмотрена уплата резидентом налогов, сборов, обязательных платежей нерезиденту, уполномоченный банк не осуществляет контроль законодательно установленных сроков расчетов по таким платежам.

 XV. Расчёты по экспортным, импортным операциям наличными денежными средствами

 15.1. Расчеты по экспортным, импортным операциям наличными денежными средствами осуществляются исключительно по внешнеэкономическим договорам (контрактам), находящимся на обслуживании в Государственном банке Луганской Народной Республики.

15.2. Для снятия денежных средств с текущего счета, открытого в Государственном банке Луганской Народной Республики, с целью оплаты по импортным операциям наличными денежными средствами субъект внешнеэкономической деятельности предоставляет в Государственный банк Луганской Народной Республики следующие документы:

  • внешнеэкономические договоры (контракты), предусматривающие осуществление расчетов наличными, с приложениями и дополнениями;
  • ГТД, подтверждающую ввоз товара на территорию Луганской Народной Республики.

В расходном кассовом документе при снятии наличных денежных средств должны быть указаны номер и дата внешнеэкономического договора, в соответствии с которым осуществляется эта операция.

Неиспользованный остаток наличных денежных средств, которые были получены резидентом для оплаты по импортной операции, подлежит зачислению на текущий счет резидента.

15.3. Наличные денежные средства, являющиеся оплатой по экспортной операции, подлежат зачислению на текущий счет субъекта внешнеэкономической деятельности. Такие наличные денежные средства могут быть внесены на текущий счет:

  • уполномоченным представителем нерезидента – покупателя предмета экспорта;
  • уполномоченным представителем субъекта внешнеэкономической деятельности.

В приходном кассовом документе при внесении на текущий счет наличных денежных средств, являющихся оплатой по экспортной операции, должны быть указаны номер и дата внешнеэкономического договора, в соответствии с которым осуществляется эта операция.

Государственный банк Луганской Народной Республики вносит в журнал согласно пункту 17.2 настоящего Временного порядка информацию о снятии наличных денежных средств для оплаты по импортной операции, возврату неиспользованного остатка и зачислению наличных денежных средств по экспортной операции на текущий счет субъекта внешнеэкономической деятельности.

15.4. Для возврата наличных денежных средств, которые ранее были внесены в соответствии с пунктом 15.2 настоящего Временного порядка на текущий счет субъекта внешнеэкономической деятельности, открытый в Государственном банке Луганской Народной Республики, в связи с неисполнением субъектом внешнеэкономической деятельности своих обязательств по экспортной операции такой субъект должен предоставить Государственному банку Луганской Народной Республики следующие документы:

  • приходные кассовые документы, которые были оформлены при внесении данных наличных денежных средств в соответствии с требованиями настоящего Временного порядка;
  • документ, подтверждающий факт того, что товар не вывозился за пределы Луганской Народной Республики или был возвращен на территорию Луганской Народной Республики, выданный Государственным таможенным комитетом Луганской Народной Республики;
  • другие документы, необходимые Государственному банку Луганской Народной Республики для выяснения состояния расчетов по данной экспортной операции.

15.5. Расчеты по экспортным и импортным операциям наличными денежными средствами проводятся без ограничения предельной суммы расчетов между субъектами внешнеэкономической деятельности и снятия суммы наличных с текущих счетов, открытых в Государственном банке Луганской Народной Республики, установленных постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 03 ноября 2015г. 02-04/325/15 «Об установлении на территории Луганской Народной Республики предельной суммы наличных расчетов» (с изменениями), и другими нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

XVI. Органы и агенты валютного контроля

16.1. На Государственный банк Луганской Народной Республики возлагаются функции органа валютного и финансового контроля валютных операций субъектов внешнеэкономической деятельности на территории Луганской Народной Республики, а также координация деятельности уполномоченных банков и обеспечение их информационного взаимодействия с Государственным таможенным комитетом Луганской Народной Республики и Государственным комитетом налогов и сборов в соответствии с требованиями настоящего Временного порядка.

16.2. Государственный таможенный комитет Луганской Народной Республики является агентом валютного контроля и осуществляет контроль соблюдения правил перемещения товаров и валютных ценностей через границы Луганской Народной Республики, а также является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики в области валютного контроля.

16.3. Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики является агентом валютного контроля и осуществляет финансовый контроль за соблюдением требований валютного законодательства, а также является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики в области валютного контроля.

16.4. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля.

XVII. Контроль за ведением внешнеэкономической деятельности

17.1. Уполномоченные банки осуществляют финансовый контроль за валютными операциями в соответствии с настоящим Временным порядком.

17.2. Для контроля за своевременностью расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам) уполномоченный банк ведет специальные журналы, в которые вносит информацию об импортных и экспортных операциях субъектов внешнеэкономической деятельности. Указанные журналы ведутся в электронном виде.

17.3. Государственный банк Луганской Народной Республики до пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Государственному комитету налогов и сборов Луганской Народной Республики уведомления в случае непоступления в установленные сроки (или сроки, определенные в разрешении на превышение установленных сроков расчетов по экспортной (импортной) операции) предмета импорта или стоимости предмета экспорта, в том числе уведомления, полученные от иных уполномоченных банков.

В следующем отчетном месяце информация об этих нарушениях уже не предоставляется.

Уполномоченные банки, за исключением Государственного банка Луганской Народной Республики, до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют Государственному банку Луганской Народной Республики уведомления в случае непоступления в установленные сроки
(или сроки, определенные в разрешении на превышение установленных сроков расчетов по экспортной (импортной) операции) предмета импорта или стоимости предмета экспорта. Информация, предусмотренная настоящим абзацем, предоставляется в письменном виде за подписью руководителя уполномоченного банка, а также дублируется в электронном виде в свободной форме.

Уведомление о нарушении установленных сроков по импортной операции должно содержать следующую информацию:

  • наименование субъекта внешнеэкономической деятельности, его местонахождение и код ЕГРЮЛ (фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер – для физических лиц – предпринимателей);
  • наименование нерезидента, страна его местонахождения;
  • номер и дата внешнеэкономического договора (контракта);
  • сумма снятых наличных денежных средств с текущего счета субъекта внешнеэкономической деятельности и дата их снятия (сумма перечисленных денежных средств и дата их перечисления);
  • дата окончания установленных сроков расчетов;
  • сумма задолженности, наименование валюты.

Уведомление о нарушении установленных сроков по экспортной операции должно содержать следующую информацию:

  • наименование субъекта внешнеэкономической деятельности, его местонахождение и код ЕГРЮЛ (фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер – для физических лиц – предпринимателей);
  • наименование нерезидента, страна его местонахождения;
  • номер и дата внешнеэкономического договора (контракта);
  • номер и дата ГТД или другого документа, подтверждающего поставку предмета экспорта;
  • стоимость фактически поставленного предмета экспорта;
  • дата окончания установленных сроков расчетов;
  • сумма задолженности, наименование валюты.

Государственный банк Луганской Народной Республики до пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным, в произвольной форме уведомляет Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики в следующих случаях:

  • отсутствие информации от субъекта внешнеэкономической деятельности об экспортной операции, на которую в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики оформляется ГТД;
  • изменение условий договора, вследствие чего выполнение нерезидентом обязательств по экспортной операции полностью или частично осуществляется путем поставки товара;
  • непредоставление субъектом внешнеэкономической деятельности по требованию Государственного банка Луганской Народной Республики документов, которые необходимы последнему для выяснения состояния расчетов по экспортной, импортной операциям;
  • выявление внешнеэкономических договоров (контрактов), в отношении которых отсутствует информация о принятии на обслуживание в уполномоченный банк, в том числе в Государственный банк Луганской Народной Республики.

Уполномоченный банк, за исключением Государственного банка Луганской Народной Республики, до двенадцатого числа месяца, следующего за отчетным, уведомляет Государственный банк Луганской Народной Республики в следующих случаях:

  • отсутствие информации от субъекта внешнеэкономической деятельности об экспортной операции, на которую в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики оформляется ГТД;
  • изменение условий договора, вследствие чего выполнение нерезидентом обязательств по экспортной операции полностью или частично осуществляется путем поставки товара;
  • непредоставление субъектом внешнеэкономической деятельности по требованию уполномоченного банка документов, которые необходимы последнему для выяснения состояния расчетов по экспортной, импортной операциям.

Государственный банк Луганской Народной Республики направляет информацию, предоставленную уполномоченными банками согласно настоящему пункту, Государственному комитету налогов и сборов Луганской Народной Республики не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения.

17.4. Должностные лица Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики в пределах своей компетенции имеют право:

  • проводить проверки соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности нормативных правовых актов Луганской Народной Республики по вопросам валютного контроля;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • применять установленные штрафные санкции и начислять пеню за нарушения требований настоящего постановления;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Луганской Народной Республики.

17.5. Государственный таможенный комитет Луганской Народной Республики до пятого числа месяца, следующего за отчетным, передает Государственному комитету налогов и сборов Луганской Народной Республики и Государственному банку Луганской Народной Республики в электронном виде:

  • реестр грузовых таможенных деклараций (приложение № 3);
  • реестр товарно-транспортных накладных перемещаемых через границу Луганской Народной Республики с Донецкой Народной Республикой товаров, прошедших таможенный контроль (приложение № 4).
  • Государственный банк Луганской Народной Республики до десятого числа месяца, следующего за отчетным, передает обслуживающему банку в электронном виде:
  • реестр грузовых таможенных деклараций по внешнеэкономическим договорам (контрактам), находящимся на обслуживании в уполномоченном банке;
  • реестр товарно-транспортных накладных перемещаемых через границу Луганской Народной Республики с Донецкой Народной Республикой товаров, прошедших таможенный контроль по внешнеэкономическим договорам (контрактам), находящимся на обслуживании в уполномоченном банке.

17.6. Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики до десятого числа месяца, следующего за отчетным, передает Государственному банку Луганской Народной Республики в электронном и печатном виде информацию о вывозе/ввозе товаров железнодорожным транспортом с территории/на территорию Украины и Донецкой Народной Республики.

17.7. В целях осуществления финансового контроля за соблюдением требований валютного законодательства субъекты внешнеэкономической деятельности либо их представители по запросу Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики обязаны предоставить необходимую уточняющую информацию по выполнению условий внешнеэкономического договора (контракта), в том числе:

  • информацию о наличии текущих счетов, открытых в уполномоченных банках, и движении денежных средств по ним;
  • информацию о счетах, открытых для ведения внешнеэкономической деятельности, на территории других государств, в том числе информацию о счетах третьих лиц, на которые будут осуществляться расчеты по внешнеэкономическим операциям согласно контракту;
  • грузовые таможенные декларации, товарно-транспортные накладные и другие товарно-сопроводительные документы с отметками таможенных органов, железнодорожные накладные, на основании которых осуществлялся ввоз или вывоз товаров на территорию/с территории Луганской Народной Республики;
  • другие документы, подтверждающие проведение экспортно-импортных операций (акты выполненных работ и другое).

Срок предоставления информации не может превышать 10 (десяти) календарных дней от даты получения запроса.

Результаты анализа полученной информации должностными лицами органов налогов и сборов оформляются в виде аналитической справки в произвольной форме, которая регистрируется в специальном журнале и подписывается должностными лицами органов налогов и сборов и субъекта внешнеэкономической деятельности.

В случае установления нарушений требований настоящего Временного порядка должностными лицами органов налогов и сборов проводятся контрольно-проверочные мероприятия согласно Закону Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 79-II «О налоговой системе» (с изменениями).

17.8. Уполномоченный банк в произвольной форме уведомляет Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики в случае изменения условий расчетов, предусмотренных внешнеэкономическими договорами (контрактами) с субъектами внешнеэкономической деятельности.

XVIII. Предоставление резидентом информации

18.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны предоставлять в обслуживающий банк информацию по его запросу обо всех валютных операциях, по которым они проводят расчеты.

18.2. В случае перечисления субъектом внешнеэкономической деятельности средств в пользу нерезидента, снятия суммы наличных денежных средств с текущего счета для оплаты импортных операций по поставке товаров, поступления от нерезидента средств в пользу субъекта внешнеэкономической деятельности уполномоченный банк требует от последнего (в зависимости от вида операции) надлежащим образом заверенные копии внешнеэкономических договоров (контрактов), актов и других товарно-сопроводительных документов, подтверждающих осуществление поставки предмета экспорта, импорта, и других документов, необходимых уполномоченному банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям. Копии этих документов подлежат хранению в течение пяти лет.

18.3. При предоставлении информации о проведенных импортных, экспортных операциях субъект внешнеэкономической деятельности обязан предоставить уполномоченному банку оригиналы и копии документов для рассмотрения и подтверждения их подлинности.

18.4. Копии документов, которые подаются субъектом внешнеэкономической деятельности в уполномоченный банк (в том числе копии документов, переведенных на русский язык), удостоверяются собственноручно подписью руководителя (уполномоченного им лица) и оттиском его печати (при наличии).

18.5. Уполномоченный банк имеет право требовать от субъекта внешнеэкономической деятельности перевода на государственные языки Луганской Народной Республики договоров (контрактов) с нерезидентами, которые составлены на иностранном языке, и других документов, необходимых для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям.

18.6. Субъекты внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность информации, которая содержится в поданных ими документах, в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.

XIX. Дополнительные условия контроля за осуществлением внешнеэкономических операций

19.1. Если договор предусматривает поставку предмета экспорта либо осуществление платежа в несколько этапов, то уполномоченный банк осуществляет контроль за сроками расчетов по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки предмета экспорта, а по импортным операциям – отдельно по каждому факту осуществления платежа.

19.2. Если согласно условиям договора валюта платежа отличается от валюты цены, то уполномоченный банк с целью контроля за полнотой расчетов по данной операции использует предусмотренные в договоре условия пересчета валюты цены в валюту платежа.

При отсутствии в договоре условий, которые дают возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется платеж, уполномоченный банк с целью контроля использует:

а)  официальный курс валюты к российскому рублю на дату платежа, если одной из валют является российский рубль;

б) кросс-курс, рассчитанный на основании официальных курсов валют на дату платежа.

XX. Порядок получения разрешения на продление установленных сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям

20.1. Для получения разрешения на продление установленных сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям (далее – Разрешение) субъект внешнеэкономической деятельности не позднее чем за 35 (тридцать пять) рабочих дней до окончания установленных сроков расчетов должен подать в уполномоченный банк следующие документы:

  • заявление в произвольной форме с обоснованием потребности в превышении установленных сроков расчетов, которое обязательно должно содержать полное наименование, местонахождение, ОГРН ЕГРЮЛ юридического лица (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика), наименование, местонахождение нерезидента; номер и дату договора (контракта); номер и дату ГТД, а также других документов, подтверждающих вывоз товаров на территорию Донецкой Народной Республики, платежного поручения, заявление на выдачу денежных средств; сумму задолженности и срок превышения установленного срока расчетов;
  • копию договора с нерезидентом, который должен содержать адрес и банковские реквизиты контрагентов. Если договор заключен на иностранном языке, то резидент предоставляет его перевод на государственные языки Луганской Народной Республики. Подпись переводчика должна быть заверена нотариально;
  • копию ГТД, копии других документов, подтверждающих вывоз товаров на территорию Донецкой Народной Республики, в случае экспорта работ (услуг, прав интеллектуальной собственности) – копию подписанного акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. При экспорте товаров, которые перемещаются через границу Луганской Народной Республики трубопроводным транспортом и линиями электропередач, – копию акта приема-передачи такого товара. Копии документов, текст которых невозможно прочитать, к рассмотрению не принимаются;
  • копии банковских документов, подтверждающих дату осуществления авансового платежа (снятие наличных денежных средств с текущего счета резидента для оплаты по импортной операции);
  • план мероприятий, направленных на погашение возникшей задолженности, утвержденный руководителем субъекта внешнеэкономической деятельности.

Если в учредительных документах субъекта внешнеэкономической деятельности содержатся сведения о том, что он находится в ведении министерства (ведомства) Луганской Народной Республики, заявление принимается уполномоченным банком исключительно при наличии письма-согласования такого министерства (ведомства).

Ответственность за достоверность сведений, предоставленных уполномоченному банку, несут субъекты внешнеэкономической деятельности согласно законодательству Луганской Народной Республики.

20.2. На основании документов, предоставленных согласно пункту 20.1, уполномоченный банк в течение 5 (пяти) рабочих дней готовит и направляет на рассмотрение Правительству Луганской Народной Республики представление о выдаче Разрешения на продление установленных сроков расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам).

20.3. Основанием для отказа в направлении на рассмотрение Правительства Луганской Народной Республики представления о выдаче Разрешения является:

  • предоставление субъектом внешнеэкономической деятельности документов, содержащих недостоверную информацию;
  • отсутствие или несоответствие требованиям настоящего Временного порядка документов, указанных в пункте 20.1 настоящего Временного порядка;
  • нарушение субъектом внешнеэкономической деятельности предусмотренных пунктом 20.1 настоящего Временного порядка сроков предоставления необходимых для получения разрешения на продление установленных сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям документов.

20.4. Правительство Луганской Народной Республики в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения рассматривает представление уполномоченного банка о выдаче Разрешения и пакет документов, предоставленный субъектом внешнеэкономической деятельности для получения Разрешения, и дает уполномоченному банку согласие на выдачу Разрешения или отказывает в его предоставлении.

20.5. Разрешение оформляется на бланке уполномоченного банка в двух экземплярах. Первый экземпляр передается уполномоченному лицу субъекта внешнеэкономической деятельности под подпись, второй – хранится в уполномоченном банке.

20.6. Хранение документов, предоставленных для получения Разрешения, а также учет выданных Разрешений осуществляет подразделение уполномоченного банка, которое их выдало.

20.7. Законодательно установленный срок расчетов по внешнеэкономическим операциям или срок, установленный в соответствии с ранее полученными Разрешениями по указанным операциям, продолжается от даты окончания установленного срока расчетов или срока, на который давалось ранее Разрешение.

20.8. Если выдается Разрешение на превышение сроков, установленных в ранее предоставленных Разрешениях, то в его текст включается информация о ранее предоставленных Разрешениях на превышение установленных сроков расчетов по настоящему договору.

20.9. Уполномоченный банк регистрирует выданные Разрешения в журнале регистрации Разрешений на превышение установленных сроков расчетов по экспортным, импортным операциям (далее – журнал регистрации).

20.10. В журнал регистрации вносится следующая информация:

  • номер выданного Разрешения;
  • дата выдачи;
  • полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество, физического лица – предпринимателя, которому выдано Разрешение;
  • основной государственный регистрационный номер ЕГРЮЛ юридического лица / идентификационный номер физического лица – предпринимателя;
  • наименование нерезидента, местонахождение;
  • сумма задолженности;
  • цифровой код валюты задолженности;
  • номер и дата внешнеэкономического договора;
  • срок превышения установленного срока расчетов;
  • фамилия, инициалы сотрудника, оформившего Разрешение.

20.11. Журнал регистрации ведется в электронном виде. Ежедневно все новые записи распечатываются. Распечатанные страницы журнала регистрации удостоверяются подписью ответственного лица. До пятого числа каждого месяца распечатанные за предыдущий месяц страницы складываются по датам и формируются в брошюры. Брошюры прошнуровываются, удостоверяются подписями руководителя или заместителя руководителя уполномоченного банка, заверяются печатью уполномоченного банка и хранятся в течение пяти лет. На первой странице брошюры указываются количество страниц, содержащихся в брошюре, начальная и последняя даты.

Уполномоченный банк вправе не распечатывать страницы журнала, если отсутствуют новые записи в журнале регистрации. При этом по итогам календарного года журнал регистрации распечатывается, брошюруется, прошнуровывается и подписывается, в том числе – и при отсутствии
каких-либо записей.

XXI. Права и обязанности субъектов внешнеэкономической деятельности

21.1. Субъекты внешнеэкономической деятельности, осуществляющие в Луганской Народной Республике валютные операции, имеют право:

знакомиться с актами проверок, проведенными органами валютного контроля Луганской Народной Республики;

обжаловать решения и действия (бездействие) органов валютного контроля Луганской Народной Республики и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Луганской Народной Республики.

21.2. Субъекты внешнеэкономической деятельности, осуществляющие в Луганской Народной Республике валютные операции, обязаны:

предоставлять органу и агентам валютного контроля Луганской Народной Республики документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Временным порядком;

вести в установленном порядке учет проводимых ими валютных операций;

уведомлять в письменном виде органы валютного контроля Луганской Народной Республики об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении их реквизитов не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Луганской Народной Республики.

XXII. Ответственность за нарушения валютного законодательства

22.1. За невыполнение или несвоевременное выполнение требований пункта 7.2 настоящего Временного порядка к субъектам внешнеэкономической деятельности Луганской Народной Республики применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере 10 000 российских рублей по каждому внешнеэкономическому договору (контракту).

22.2. За проведение внешнеэкономических операций без зарегистрированного внешнеэкономического договора (контракта), изменений, дополнений, приложений, спецификаций и других документов, являющихся неотъемлемой частью договора (контракта), на момент осуществления данных операций по контрактам, соответствующим требованиям пункта 6.1 настоящего Временного порядка, к субъектам внешнеэкономической деятельности Луганской Народной Республики применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере 10 000 российских рублей по каждому факту нарушения.

22.3. Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики за нарушение резидентами сроков, указанных в пункте 11.2 и пункте 23.2 настоящего Временного порядка, осуществляет начисление пени:

  • за несвоевременное поступление валютной выручки на расчетный счет резидента Луганской Народной Республики по экспортным операциям;
  • несвоевременную поставку товара на территорию Луганской Народной Республики по импортным операциям;
  • несвоевременную поставку арендованного имущества на территорию Луганской Народной Республики (на период срока действия аренды).

Пеня начисляется в размере одной стопятидесятой учетной ставки, установленной на территории Луганской Народной Республики, от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств.

Датой возникновения нарушения считается первый день после истечения срока, установленного в пункте 11.2 и пункте 23.2 настоящего Временного порядка, с учетом сроков, указанных в Разрешениях на продление установленных сроков расчетов.

Общий размер начисленной пени не может превышать сумму несвоевременно полученной выручки, стоимости несвоевременно поставленного товара, суммы несвоевременно оплаченной арендной платы.

Начисленные суммы пени зачисляются в Государственный бюджет Луганской Народной Республики.

В случае принятия к рассмотрению судом искового заявления субъекта внешнеэкономической деятельности о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей в результате несоблюдения нерезидентом сроков расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту), сроки, предусмотренные пунктом 11.2 настоящего Временного порядка, приостанавливаются и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.

В случае принятия судом решения об отказе в иске полностью или частично или прекращении (закрытии) производства по делу или оставлении иска без рассмотрения возобновляются сроки, предусмотренные пунктом 11.2 настоящего Временного порядка, и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены.

В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение сроков, предусмотренных пунктом 11.2 настоящего Временного порядка, не уплачивается от даты принятия иска к рассмотрению судом.

22.4. В случае невозврата валютной выручки в сроки, предусмотренные настоящим Временным порядком, резиденты несут ответственность в соответствии с частью 4 статьи 15.39 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях.

22.5. Ответственность, предусмотренная пунктом 22.3 настоящего Временного порядка, не применяется за нарушения, совершенные с 19.07.2018.

XXIII. Переходные положения

23.1. Согласно пункту 6.1 регистрации подлежат внешнеэкономические договоры (контракты), изменения, дополнения, приложения, спецификации и другие документы, являющиеся неотъемлемой частью договора (контракта) и оформленные в письменном виде, со дня вступления в силу настоящего Временного порядка.

Не подлежат регистрации внешнеэкономические договоры (контракты), обязательства по которым выполнены и/или срок действия которых закончился до вступления в силу настоящего Временного порядка.

23.2. Возврат валютной выручки по внешнеэкономическим операциям, которые были проведены до вступления в силу настоящего Временного порядка, должен быть осуществлен в срок не позднее 10 августа 2018 года, кроме случаев неденежного прекращения обязательств, в том числе путем зачета однородных встречных требований с учетом норм раздела 11 настоящего Временного порядка.

В случае возврата валютной выручки по внешнеэкономическим операциям, указанным в настоящем пункте, в срок не позднее
10 августа 2018 года пеня не начисляется.

23.3. Требования раздела 10 распространяются на договоры (контракты), заключенные после вступления в силу настоящего Временного порядка.

23.4. Внешнеэкономические операции, которые были проведены до вступления в силу настоящего Временного порядка и расчеты по которым проводились через счета банков-нерезидентов, небанковской кредитной организации-нерезидента (НКО), банковские счета третьих лиц, снимаются с контроля Государственным комитетом налогов и сборов Луганской Народной Республики Луганской Народной Республики в следующих случаях:

  • при наличии подтверждающих документов;
  • оприходовании денежных средств в кассу субъекта хозяйствования или внесении денежных средств на текущий счет субъекта хозяйствования в уполномоченном банке.

23.5. Временно, до усовершенствования банковской системы Луганской Народной Республики, субъекты внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют как экспортные, так и импортные операции, могут в течение срока, установленного пунктом 11.2 данного Временного порядка, проводить расчеты с собственного счета в банке-нерезиденте за предмет импорта из полученной выручки за предмет экспорта.

Такие внешнеэкономические операции снимаются с контроля Государственным комитетом налогов и сборов Луганской Народной Республики при наличии у резидента:

  • выписки счета банка-нерезидента;
  • первичных бухгалтерских документов, которые подтверждают как доходную, так и расходную части движения денежных средств из выписки счета банка-нерезидента;
  • договора (контракта), условиями которого предусмотрены расчеты с текущего/на текущий счет резидента в банке-нерезиденте.

23.6. До установления временных пунктов таможенного контроля на административной границе Луганской Народной Республики с Донецкой Народной Республикой, при ввозе товаров с территории Украины и Донецкой Народной Республики документами, указанными в абзаце 2 пункта 14.4 данного Временного порядка, подтверждающими факт ввоза, являются:

товарно-транспортные / железнодорожные накладные и квитанция об уплате обязательных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики

23.7. До 31.12.2019 действие настоящего порядка не распространяется на операции по импорту (ввозу) товаров, работ, услуг на территорию Луганской Народной Республики, кроме пункта 15.5 настоящего Порядка, при условии подтверждения импортной операции.

23.8. Правительство Луганской Народной Республики по ходатайству профильного министерства может снять с контроля экспортную операцию, при этом начисление пени Государственным комитетом налогов и сборов Луганской Народной Республики не осуществляется.