О возможности подачи жалоб на действия таможенных органов в электронном виде

Южная электронная таможня (далее – ЮЭТ) создана на завершающем этапе реализации Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. С 15 сентября 2020 г. ЮЭТ и Южный таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее – ЮТЦ (ЦЭД)) начали функционировать в полном объеме.

По результатам внедрения ФТС России автоматической диспетчеризации распределения деклараций на товары ЮТП (ЦЭД) наделен компетенцией на совершение таможенных операций по декларированию в электронном виде товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным, воздушным видами транспорта участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), состоящими па налоговом учете в регионе деятельности Южного таможенного управления, в том числе зарегистрированными в Луганской Народной Республике.

Таможенными органами сформирована эффективная система досудебного урегулирования споров в области таможенного дела, позволяющая минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и иными участниками таможенных правоотношений – в первую очередь, с субъектами предпринимательской деятельности.

ЮЭТ проводятся мероприятия, связанные е популяризацией административного порядка обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, основной целью которых является повышение доверия участников ВЭД к указанному правовому механизму.

На текущий момент таможенными органами активно внедряется новая технология — возможность подачи указанных жалоб в электронном виде.

Алгоритм действий при подаче «электронной жалобы» максимально упрощен, реализован в интуитивно понятном интерфейсе Личного кабинета участника ВЭД и доступен, в том числе с мобильных устройств.

Описание данного алгоритма доступно по ссылке на официальном сайте Южного таможенного управления в разделе «Об управлении / Структура / Таможни / Южная электронная таможня / Досудебное обжалование».

Как показывает практика, подача жалоб в электронной форме позволяет:

  • исключить почтовые и прочие расходы на пересылку жалобы в обычном документарном формате;
  • минимизировать временные затраты па отправку электронных документов и сведений, в том числе осуществить эту процедуру в формате 24/7;
  • снизить вероятность возврата жалобы по причине формальных нарушений порядка ее подачи за счет использования системы автоматического контроля;
  • автоматизировать процесс формирования и храпения всех документов, имеющих отношение к жалобе, исключить бумажный документооборот;
  • получать в режиме онлайн сведения о статусе жалобы и стадии ее рассмотрения.

Указанные мероприятия:

  • позволят наладить конструктивное взаимодействие бизнес-сообщества с таможенными органами в правовом поле;
  • будут способствовать оперативному урегулированию возможных проблемных вопросов предпринимателей к таможенным органам;
  • исключат издержки делового сообщества, связанные с оспариванием решений в суде;
  • окажут предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационную услугу, направленную по повышение доверия участников внешнеэкономической деятельности к досудебному порядку урегулирования таможенных споров.

Приложение: файлы — Алгоритм подачи электронной жалобы, Инфографика о ведомственном обжаловании, Информационные материалы 2023.